Положение
об опорной методической площадке
учреждения дополнительного образования детей и молодежи
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет общие условия и порядок организации деятельности опорных методических площадок (далее – ОМП) республиканского методического кластера в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (далее – УДОДиМ).
1.2. В своей деятельности ОМП руководствуется действующим республиканским законодательством в сфере образования, нормативными правовыми актами управления образования, органов местного самоуправления и настоящим Положением.
1.3. Статус ОМП получают УДОДиМ, осуществляющие инновационную деятельность по реализации актуальных образовательных задач и имеющие эффективный опыт обновления организационно-педагогического, научно-методического и информационного ресурсов развития профессионализма педагогических работников. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации программ (проектов), определяющих конкретные направления инновационной деятельности развития УДОДиМ.
1.4. ОМП создаются для реализации приоритетных направлений инновационной деятельности, поддержки и развития инновационных методических кластеров, внедрения современных моделей диссеминации – интерактивных технологий, виртуальных коммуникаций и различных информационных банков передового педагогического опыта.
1.5. УДОДиМ, являющееся ОМП, должно быть обеспечено квалифицированными педагогическими кадрами, современными средствами обучения, оборудованием, позволяющим качественно осуществлять образовательную деятельность и научно-методическое сопровождение.
1.6. ОМП являются элементами инновационной методической инфраструктуры учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
1.7. Настоящее Положение может быть изменено или дополнено по мере необходимости, возникшей в практике его функционирования.
2. Цель и основные направления деятельности ОМП
Целью деятельности ОМП является обобщение и диссеминация передового педагогического опыта УДОДиМ по вопросам совершенствования и развития системы дополнительного образования детей и молодежи.Основными направлениями деятельности ОМП являются:
2.1 проектирование, апробация и дальнейшее совершенствование вариативных моделей образовательной деятельности, ориентированных на достижение современного качества образования;
2.2 формирование и развитие инновационных моделей повышения профессиональной компетентности педагогических работников;
2.3 систематический анализ, обобщение и распространение опыта, полученного в результате инновационной деятельности, в том числе через подготовку информационно-методических материалов, внедрение информационно-коммуникационных технологий;
2.4 формирование открытой профессиональной научно-методической среды с использованием ресурсов УДОДиМ, региона, страны;
2.5 внедрение в образовательную практику современных, качественных и эффективных образовательных услуг, отвечающих на запросы общества, обеспечивающих личностное и профессиональное самоопределение, построение эффективных воспитательных и образовательных траекторий развития учащихся и педагогов;
2.6 осуществление сетевого взаимодействия УДОДиМ с целью распространения инновационного педагогического опыта.
3. Порядок присвоения статуса и прекращения деятельности ОМП
3.1 Присвоение статуса ОМП осуществляется по рекомендации учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь (далее – НЦХТДМ) на основе заявки областного УДОДиМ, Минского государственного дворца детей и молодежи, Минского областного института развития образования (приложение 1) в порядке, установленном настоящим Положением и другими нормативными актами.
3.2 Прекращение деятельности ОМП осуществляется на основе результатов мониторинга деятельности ОМП.
3.3 Основаниями для прекращения деятельности ОМП могут служить:
- установление несоответствия реальной деятельности ОМП требованиям настоящего Положения;
- изменения в кадровом составе УДОДиМ, влияющие на работу ОМП;
- инициирование закрытия ОМП самим УДОДиМ, работающим в данном статусе;
- по другим причинам, препятствующим продолжению деятельности УДОДиМ в статусе ОМП.
3.4. Решение о присвоении статуса (прекращении деятельности) ОМП принимается республиканской научно-методической секцией руководителей методических служб УДОДиМ.
- Управление и координация деятельности ОМП
4.1 Управление деятельностью ОМП в системе образования региона осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области образования.
4.2 Управление деятельностью ОМП осуществляет руководитель ОМП, избранный из членов педагогического коллектива УДОДиМ.
4.3 Координацию деятельности ОМП на республиканском уровне осуществляет НЦХТДМ, на региональном – областные УДОДиМ, Минский государственный дворец детей и молодежи, Минский областной институт развития образования.
4.4 Организационными формами, позволяющими транслировать инновационный опыт деятельности ОМП, являются конференции, семинары, мастер-классы, стажерские площадки, сайты, включающие в себя как ресурсы ОМП, так и ресурсы УДОДиМ регионов.
5. Деятельность ОМП
5.1. ОМП осуществляют свою деятельность в соответствии с годовым планом работы УДОДиМ и планом основных республиканских методических мероприятий.
5.2. ОМП в рамках собственной деятельности:
- проводят практико-ориентированные исследования по актуальным проблемам дополнительного образования детей и молодежи с учетом направлений инновационной деятельности;
- проводят мониторинговые исследования, отражающие эффективность реализации программ (проектов) инновационного развития;
- разрабатывают эффективные модели распространения лучших инновационных практик;
- осуществляют консультационно-методическую помощь педагогическим работникам, привлекают при необходимости научных консультантов и квалифицированных специалистов;
- участвуют в научно-практических конференциях и других организационных формах, позволяющих диссеминировать инновационный педагогический опыт.
5.3 На сайте УДОДиМ, являющимся ОМП, создается рубрика «Опорная методическая площадка», отражающая специфику деятельности ОМП: план работы на учебный год, информацию о мероприятиях, методические, информационные, научные материалы по теме деятельности ОМП, фото, видеоматериалы и др. Информация на странице ОМП должна быть актуальной, оперативно обновляться.
5.4 НЦХТДМ, областные УДОДиМ, Минский государственный дворец детей и молодежи, Минский областной институт развития образования осуществляет мониторинг деятельности ОМП, организует своевременное и открытое информационное сопровождение проводимых мероприятий.
5.5 Вопросы деятельности ОМП заслушиваются и анализируются 2 раза в год на заседании республиканской научно-методической секции УДОДиМ.
5.6 Результаты деятельности ОМП публикуются на сайте НЦХТДМ, сайтах УДОДиМ.